Анонимные алкоголики 728*90

ГлавнаяНовостиР.Берновский: Акимы приграничных областей Казахстана почти не используют возможности Таможенного союза

Р.Берновский: Акимы приграничных областей Казахстана почти не используют возможности Таможенного союза

10 сентября 2012 - Интерн
Р.Берновский: Акимы приграничных областей Казахстана почти не используют возможности Таможенного союза

А где интеграция?
Открывая очередную сессию казахстанского парламента, Нурсултан Назарбаев отметил важную вещь, которая незаслуженно осталась незамеченной в отечественном информационном поле. Речь идет об экономической интеграции не только в рамках Единого экономического пространства и Таможенного союза, но и об интенсификации усилий Казахстана по вступлению в ВТО.

Регионы союзного значения

Дело в том, что если рассматривать положения президентской концепции, большую часть которой он сформулировал в ходе презентации очередного послания народу Казахстана и детализировал во время представления тезисов «Общества всеобщего труда», то нужно признать: одним из самых важных критериев оценки работы чиновников становится взаимодействие приграничных регионов с соседними государствами. Памятуя об этом, Central Asia Monitor решила обратиться к данной тематике.

Логичнее всего начать этот разговор с областей, которые должны были получить наибольшие преференции в результате формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства – то есть с регионов, граничащих непосредственно с Россией. Другим аспектом выбора является протяженность границы между Казахстаном и РФ. Если просто суммировать два этих факта, то получается, что самыми активными должны были стать северо-восточные, северные и северо-западные области страны – от Восточно-Казахстанской до Атырауской. Более того, даже мимолетный взгляд на структуру экономики этих регионов позволяет говорить о немалом потенциале сотрудничества. И правда, ведь речь в данном случае не идет о выстраивании отношений – достаточно было бы восстановить былые хозяйственные связи и начинать планомерную работу. В этом смысле, скажем, регионы, соседствующие с Китаем, находятся в более сложном положении: развитию бизнеса в этих областях должны препятствовать серьезные культурологические и языковые различия. А взаимодействие с Россией, учитывая, что в Казахстане едва ли не все население владеет русским, вроде бы должно быть делом техники. Однако это далеко не так.

Прежде всего предлагаем зафиксировать позиции: согласно аналитическому докладу исследовательского агентства «Рейтинг.KZ», выпущенному в мае нынешнего года, сразу три области, граничащие с Россией (ВКО, Костанайская и СКО), являются аутсайдерами по совокупности экономических и социальных параметров. Если абстрагироваться от манипулятивных отчетов местных администраций о положении во вверенных им областях, то результаты исследования агентства говорят, например, о катастрофическом уровне миграции в Северо-Казахстанской области, что довольно наглядно характеризует структуру экономики этого региона. Не менее интересны и выводы аналитиков агентства в отношении Западно-Казахстанской области: там, по данным исследования, основной акцент сделан на сырьевых отраслях в ущерб остальным. Очень похожее мнение высказывается и в отношении Костанайской области, где основной упор сделан на производство зерна и мяса без развития остальных отраслей экономики.

В Павлодарской области, которая является одним из лидеров рейтинга, очень неплохой индекс производства, но более чем средние показатели по реализации товаров – то есть основа для приграничного сотрудничества имеется, но потенциал не используется вовсе.

В целом же, если опираться на данные исследования, то можно прийти к выводу: ни один регион Казахстана, граничащий с таким колоссальным рынком, как Россия, пока еще не осознал в полной мере потенциала этого рынка. Между тем даже мимолетный взгляд на российские регионы говорит о необходимости скорейшего пересмотра принципов управления.

Товарный вид

С Казахстаном граничат 11 российских областей, и подавляющее их большинство трудно назвать депрессивными. В частности, если опираться на исследование агентства «РИА Рейтинг», то лишь три приграничных региона России – Республика Алтай (не путать с Алтай­ским краем), Оренбургская и Тюменская области – находятся ниже среднего уровня по степени развитости. Причем это вовсе не означает, что положение в этих регионах России катастрофическое: они просто находятся чуть ниже средней планки, то есть являются классическими середняками с определенным количеством проблем.

Между тем если перебрать казахстанские приграничные области на предмет общих границ с этими 11 российскими регионами, то получится, что в не слишком выгодном положении оказались только Актюбинская и Восточно-Казахстанская области. Первая граничит лишь с Оренбургской областью, вторая – с двумя регионами: довольно развитым Алтай­ским краем и «середнячком» Республикой Алтай. Остальные области Казахстана (СКО, ЗКО, Павлодарская, Костанайская и Атырауская) граничат с развитыми российскими регионами, причем некоторые сразу с двумя-тремя. Кстати, очень интересно в этом смысле то, что развитая за счет отраслей сырьевой направленности Атырауская область граничит с богатейшей Астраханской, которая входит в десятку самых экономически развитых регионов России. А ЗКО имеет общие границы сразу с двумя регионами России, входящими в число 30 самых развитых (Астраханская и Саратов­ская области). Каким образом в этих условиях ЗКО умудряется сохранять низкий индекс объема реализации товаров и численности активных субъектов МСБ – не совсем понятно.

Другой момент. Согласно самым последним данным, в 2011-м сразу девять из одиннадцати приграничных регионов России по объемам производства товаров и услуг находились на самой верхушке соответствующего рейтинга: они входят в число первых 40 регионов (из 82) с большим экспортным потенциалом. Более того, на 15 крупнейших по этому показателю российских регионов приходится 60% суммарного объема произведенных в России товаров и услуг. А Тюменская область РФ, приграничная с Северо-Казахстанской областью, находится на втором (!) после города Москвы месте в рейтинге по объему производства и его сбалансированности. Открываем поисковую систему «Яндекс», индексирующую все самые важные новости РФ и приграничных с Россией территорий. Первые договора о сотрудничестве между двумя областями были заключены 19 мая 2011-го. А первые сообщения о конкретных направлениях работы датированы 24 июля 2012-го. Говорится в новостной заметке о том, что казахстанские нефтегазовые компании наконец-то догадались производить оборудование в Тюменской области. На всякий случай напомним, что таможенные барьеры между Россией, Казахстаном и Белоруссией рухнули в июле 2010-го. То есть для осознания этого факта властям СКО понадобилось два года.

Имя им регион

Кто-то, возможно, скажет, что поисковые системы не являются серьезными критериями оценки взаимодействия местного бизнеса. Однако мы сразу оговоримся: они используются нами исключительно в целях наглядности. Для оценки степени сотрудничества есть более важный инструмент – статистика. Вся она находится в открытом доступе и носит несколько манипулятивный характер. Но, чтобы проверить наши выводы, достаточно и ее.

По нашему мнению, самым показательным критерием оценки взаимодействия регионального бизнеса является объем грузоперевозок – нужно всего лишь взглянуть на динамику объема, чтобы понять характер сотрудничества. Такие данные находятся в открытом доступе – сводной брошюре Агентства РК по статистике «Регионы Казахстана». Так вот, за последние годы внушительным ростом объема грузоперевозок могут похвастать в основном не приграничные с Россией регионы. А основной лидер по этому показателю – Карагандинская область – и вовсе не граничит со странами зарубежья. Правда, находится она в центре республики, и ее лидерство может косвенно указывать на внутренний рост грузоперевозок. Но факт остается фактом: единственная приграничная с РФ область, показавшая действительно существенный рост объема, – это ВКО, увеличившая свои показатели за 2010-2011 годы без малого на сто миллионов тонн. Для сравнения: СКО, граничащая с лидером среди регионов России – Тюменской областью, дала прирост всего в 6 миллионов тонн. А если считать с 2009 года, то на десять миллионов тонн.

Какой из этого можно сделать вывод? Жалобы на несостоятельность Таможенного союза базируются большей частью на нежелании или неумении местных руководителей изучать потребности собственных регионов и сопоставлять их с возможностями соседей. А ведь это всего лишь задача из серии занимательной социологии: два региональных исследования способны дать местному акиму очень емкую и красочную картину – куда следует приложить собственные усилия для оживления межрегиональной торговли. А при условии наличия нужной информации придумать рычаги стимулирования торговли становится делом техники. Ну или третьего, сугубо экономического исследования.
Роберт БЕРНОВСКИЙ

07.09.2012

Источник – camonitor.com

Рейтинг: 0 Голосов: 0 644 просмотра

 

 

все алкоголики бросают пить. Некоторым удается это при жизни